/
Пензенский областной фонд
Научно-технического развития
Задать вопрос

Конференция «Природно-культурное и духовное наследие Пензенской области»

ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении II региональной научно-практической конференции учащихся «Природно-культурное и духовное наследие Пензенской области»

Время проведения: 27 марта 2015г. в 10 00.
Ответственный: Жигулина Л.А.

г. Пенза. 2015г.

Введение. Актуальность
К настоящему времени в мировой науке и цивилизованном сообществе в целом созрело представление о природном и культурном наследии как приоритетной социальной ценности, в значительной степени определяющей параметры устойчивого развития. Накоплен положительный опыт сохранения и использования наследия в целях обеспечения устойчивого развития. Пензенская область представляет собой уникальное историко-культурное, природное пространство, наследие которого составляет значительную и весомую часть наследия народов многонациональной России. Важным становиться участие молодежи в сохранении памятников наследия и их популяризации, в решении вопросов экологических проблем региона.

1. Общие положения
1.1 Настоящее положение определяет статус, цели, задачи, порядок проведения региональной научно-практической конференции учащихся «Природно-культурное и духовное наследие Пензенской области», далее Конференция.
1.2 Конференция ««Природно-культурное и духовное наследие Пензенской области» является ежегодной и открытой, проводится при поддержке Правительства Пензенской области и Росприроднадзора Пензенской области.
1.3 Учредителями Конференции являются:
• Министерство образования Пензенской области
• ГАОУ ДПО "Институт регионального развития Пензенской области"
• Управление образования г. Пензы.
• ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»
• Пензенское областное отделение Русского Географического Общества
• МБОУ ФЭЛ № 29 г. Пензы.
1.4 Цель Конференции: активное вовлечение школьников в исследования объектов природного и культурного наследия, экологических проблем Пензенской области с целью общественной экспертизы.
1.5. Задачами конференции являются:
Задачи-образовательные :
- развивать и совершенствовать навыки работы школьников в исследовательских проектах на примере изучения объектов природного и культурного, духовного наследия Пензенской области, экологических проблем;
- развивать у школьников навыки по сбору и анализу информации о природных и культурных и духовных памятниках, объектах инфраструктуры, изменениях в окружающей среде;
-совершенствовать умение представлять собранную информацию в различных видах (письменной, в виде фото- видео-материалов и коллекций);
- способствовать развитию практических умений школьников при работе с географическими приборами, средствами индикации окружающей среды в целях оценки влияние экологических и социальных факторов на состояние и степень сохранности памятников наследия;
- привлекать внимание учащихся к современным экологическим проблемам региона;
- развивать экологическое мышление, творческие способности, социальную активность и инициативу;
-формировать умение школьников давать прогнозную оценку природного и историко-культурного потенциала региона как фактора развития туристической отрасли;
- содействовать развитию научного творчества учащихся.
Воспитательные:
- формировать ценностное отношение учащихся к природному и культурному наследию своей области, страны как части мирового наследия; основу экологической культуры;
- способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма молодежи;
- развивать умение проявлять свою активную гражданскую позицию по сохранению памятников природы и культуры, привлекать внимание общественности к необходимости их сохранения, решению экологических проблем региона.

2. Порядок проведения Конференции
2.1 Подготовку и проведение конференции осуществляет ФЭЛ № 29 города Пензы
2.2 Для проведения Конференции формируется Оргкомитет.
2.3 Оргкомитет:
• формирует экспертный совет, в который привлекаются специалисты по соответствующим направлениям;
• определяет форму, порядок и сроки проведения Конференции;
• утверждает результаты Конференции;
2.4 Экспертный совет:
• рассматривает представленные работы;
• предлагает лучшие работы для пленарного заседания (устного выступления, представляющего собой 7-10-минутный доклад, содержащий основные тезисы работы);
• формирует в зависимости от представленных работ подсекции Конференции;
• определяет победителей Конференции;
2.5 Открытая Конференция проводится в 27 марта 2015г в 10.00 на базе МБОУ ФЭЛ №29 г.Пензы.

3. Порядок участия в Конференции
3.1 В конференции могут принять участие школьники 6-11 классов, являющиеся авторами исследовательских работ, проживающие в Пензенской области. В исключительных случаях по решению оргкомитета возможно участие школьников 4-5 классов.
3.2. Конференция проводится в форме секционных и пленарного заседаний.
3.3. В программе Конференции предусмотрена работа секций по следующим направлениям:
• Объекты культурного наследия Пензенской области

• Объекты природного наследия Пензенской области

• Духовное наследие Пензенской области

• Культурное и природное наследие Пензенской области, как фактор развития региона

• Экологические проблемы Пензенской области

• Исследовательские проекты

3.4.Регламент заседания:
• Выступления: доклад - 7-10 минут, содоклад - 3-5 минут;
• Обсуждения: 5-10 минут.
• К обсуждению докладов в секции допускаются только члены жюри и участники конференции (авторы докладов).

4. Порядок предоставления и оформления работ
4.1 Заявки на участие в Конференции направляются в оргкомитет на электронный адрес ФЭЛ № 29 г. Пензы г. до 10 .03.15 . Форма заявки представлена в приложении (Приложение №1)
4.2.Объем работы не должен превышать 20 страниц машинописного текста (без приложений).
4.3 Требования к машинописному тексту:
• формат А4 (шрифт Times New Roman, размер шрифта 12pt, через 1 интервал).
• Поля: слева от текста – 30мм, справа – 20 мм, сверху и снизу – по 20 мм.
• Титульный лист - первая страница работы (не нумеруется), оформляется по образцу: посередине печатается название доклада. Затем наименование учреждения, класс, ФИО автора(ов). Далее ФИО и научного руководителя.
• Оглавление– в оглавлении приводятся пункты работы с указанием страниц
• Введение, где указываются цель, задачи и методы исследования. Проводится обзор литературы по данной теме
• Основная часть– здесь излагаются и анализируются полученные результаты
• Заключение – подводятся итоги исследовательской работы.
• Порядок оформления списка литературы: указывается фамилия, инициалы автора- курсивом, название работы без кавычек, место и год издания.
• Для монографий: Хоментовская А. И. Итальянская гуманистическая эпитафия. СПб., 1994. С. 93.
• Для статей: Творогов О. В. К спорам о "Велесовой книге" // Что думают ученые о "Велесовой книге". Сборник статей. СПб., 2004. С. 62.
• Приложения – схемы, графики, таблицы, рисунки, фотографии, видеофильмы(диск).

5. Требования к содержанию работ
5.1 Работа должна содержать теоретический и фактический материал, а также в ней должны быть представлены результаты самостоятельного исследования.
5.2 Работы должны носить исследовательский характер, отличаться новизной, актуальностью, теоретической или практической значимостью, грамотным и логическим изложением, включать библиографию, постановку проблемы и сопровождаться выводами.
5.3. Работы, представленные в секциях. Рекомендации.
«Объекты культурного наследия Пензенской области», «Объекты природного наследия Пензенской области», могут включать паспорт объекта по форме в приложении (Приложение №2).
5.4 Некоторый теоретический материал изложен в приложении (Приложении №3).

6. Подведение итогов
6.1. Критерии. При оценке работ учитывается оригинальность исследования, актуальность заявленной тематики, практическая значимость, ораторское мастерство, оформление работы.
6.1.2. Проект оценивается жюри по следующим критериям.
- Значимость, актуальность и новизна проекта.
- Оригинальность идеи.
- Оптимальное сочетание научности и доступности изложения материала.
- Наличие практических рекомендаций и возможность их применения.
- Наглядность, соотношение текста и иллюстраций, доступность .
- Уровень владения материалом и степень самостоятельности авторов (наличие собственного материала, понимание сути методики).
6.2. Награждение. Призёры и победители Конференции награждаются дипломами I, II, III степени. Специальными номинациями отмечаются работы, имеющие интересные решения поставленных задач.

7. Оргкомитет
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение финансово-экономический лицей № 29 г. Пензы
Юридический адрес 440039 г. Пенза ул. Коммунистическая 43а
Тел (8412) 42-25-81
Факс ( 8412) 48-17-67
Email : school29@guoedu.ru

Внесено Жигулиной Л.А. и одобрено на Ученом Совете Пензенского областного отделения Русского географического общества 18.02.2015г.
_______________Жигулина Л.А.

 

Основные понятия, классификация.

К настоящему времени в мировой науке и цивилизованном сообществе в целом созрело представление о природном и культурном наследии как приоритетной социальной ценности, в значительной степени определяющей параметры устойчивого развития. Накоплен положительный опыт сохранения и использования наследия в целях обеспечения устойчивого развития.

Основные понятия, трактуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными правовыми актами и современными научными представлениями:

наследие (природное и культурное) - особо ценные объекты и явления окружающей среды, отражающие историю природы и общества в их естественном (первозданном) и культурном многообразии;
культурное наследие - объекты и явления материальной и духовной культуры народов, имеющие особую историческую (в т.ч. религиозную), художественную, эстетическую и научную ценность для обеспечения социальной преемственности поколений;

духовное (нематериальное) наследие - особо ценные объекты нематериальной культуры народов в форме национальных языков, фольклора, искусства, научных знаний, бытовых навыков, обычаев, традиций, религий этносов и иных социальных групп.

Памятники истории и культуры - особо ценные объекты материальной и духовной культуры народов в форме отдельных сооружений, их ансамблей и памятных мест, имеющие законодательно установленный режим особой охраны.

Наследие дает возможность представить уникальную ценностную характеристику страны в рамках развития мировой цивилизации, но одновременно оно представляет и особую часть ее ресурсного потенциала. В этом смысле наследие является частью национального богатства государства (в экономической трактовке данного термина) – совокупности материальных благ, которыми располагает общество, и которые в конечном итоге определяют последующее развитие и влияние этого государства на мировой арене.

Под КИПН понимается составная часть культурного ландшафта, представляющая собой целостное творение природы и человека, включающее в себя объекты культурно-исторического наследия, являющиеся творением человека и имеющее для него ценность, а также объекты природы, представляющие ценность для людей, объекты культурно-исторического наследия; объекты природного наследия.

На территории Пензенской области насчитывается 120 объектов федерального и регионального значения .Состав и типы объектов КИПН в Пензенской области определился на основе данных Министерства культуры Российской федерации и Управления природных ресурсов Пензенской области по состоянию на 2011 год.
В число объектов культурно-исторического наследия входит более 400 объектов, в том числе 48 объектов федерального значения.

В число объектов природного наследия входят Государственных заповедник «Приволжская лесостепь» с пятью удаленными друг от друга участками, и 72 особо охраняемых памятника природы (ООПП) регионального значения.
В число объектов культурно-исторического наследия федерального значения входят:

Памятники археологии: (10 городищ в различных районах Пензенской области, 2 оборонительных вала, 2 могильника, 1 стоянка)
Памятники истории (4 здания в г. Пензе и 1 могила в г. Пензе)
Памятники монументального искусства (2 памятника в г. Пензе)
Памятники архитектуры (музей-заповедник «Тарханы», усадьба Голицыных, усадьба Куракиных, усадьба Аблязовых-Радищевых, усадьба «Опалиха», 16 зданий в г. Пензе)

В число объектов природного наследия федерального значения входят особо охраняемые природные территории (ООПТ) – Государственный заповедник «Приволжская лесостепь» в составе 5 участков (Верховья Суры, Борок, Кунчеровская лесостепь, Островцовская лесостепь, Попереченская лесостепь) площадью от 400 до 1,5 ты. га.

В число объектов природного наследия регионального значения входят ООПП, в том числе:водные объекты (озера, озерный комплекс, болота, истоки Хопра, Семь ключей) общим числом 19;естественные лесные массивы;участки степи;урочища;искусственные лесные участки (парки, скверы, дендрарии, лесопарки);резерваты;прочие (пещеры, склоны, шиханы, овраги).

Различные варианты систематизации показывают такие признаки как «местоположение объекта на территории Пензенской области», «класс объекта – культурно-исторический или природный», «тип объекта – памятник археологии и т.п.». Систематизация по признаку «местоположение объекта на территории Пензенской области» показывает следующее:

из 61 объекта культурно-исторического наследия, 21 объект находится на территории г.Пенза, а остальные – в муниципальных районах Пензенской области:
из 72 ООПП, 6 объектов находятся на территории г. Пенза, остальные – в муниципальных районах Пензенской области;
все 5 участков Госзаповедника «Приволжская лесостепь» находятся в муниципальных районах Пензенской области.

Систематизация по признаку «класс объекта – культурно-исторический или природный» показывает, что имеют место быть следующие классы объектов:объекты культурно-исторического наследия;объекты – участки Госзаповедника «Приволжская лесостепь»;объекты – особо охраняемые памятники природы.

Систематизация по признаку «тип объекта – памятник археологии и т.п.» показывает, что имеют место быть следующие типы объектов, расположенных в муниципальных районах Пензенской области:памятники археологии с подтипами объектов «городище», «вал», «могильник», «стоянка»;памятники архитектуры с подтипами объектов «Музей Тарханы», «Усадьба Голицыно», «Усадьба Куракино», «Усадьба Радищево», «Усадьба Опалиха»;объекты – участки Госзаповедника «Приволжская лесостепь» с подтипами «Борок», «Верховья Суры», «Кунчеровская лесостепь», «Островцовская лесостепь», «Попереченская степь»;объекты – особо охраняемые памятники природы «массивы лесные природные», «участки степи», «водные», «урочища», «дендрарии», «Семиключье», «Истоки Хопра», прочие.

Аналогичная систематизация для территории г.Пензы, показывает, что имеют место быть следующие классы и типы объектов:
объекты культурно-исторического наследия;
объекты – особо охраняемые памятники природы;
памятники архитектуры;
памятники монументального искусства;
памятники истории.

Таким образом, структура КИПН КЛ Пензенской области включает в себя выше перечисленный состав объектов, систематизированных по классам, типам и признаку «местоположение объекта на территории Пензенской области».

Фонд НТР
ПОФ НТР создан в 2003 году с целью содействия деятельности, связанной с исследованиями по улучшению экологической обстановки и упрочению взаимосвязи науки и образования.
Информация