Пожарные риски и расчет рисков
Пожарная безопасность — состояние объекта, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.
Пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно-техническими мероприятиями
На сегодняшний день существуют девять форм соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Эти формы перечислены в ч.1 ст. 144 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент»):
1 - аккредитация;
2 - независимая оценка пожарного риска (аудита пожарной безопасности);
3 - государственный пожарный надзор;
4 - декларирование пожарной безопасности; 5 - исследования (испытания);
6 - подтверждение соответствия объектов защиты (продукции); 7 - приемка и ввод в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем пожарной безопасности;
8 - производственный контроль;
9 - экспертиза.
С помощью специальных методик доказывается, что объект защиты отвечает (не отвечает) условиям соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Другими словами - раньше проверять объект мог только государственный инспектор, а теперь такими полномочиями наделили и аудиторов. И соответственно стало два альтернативных способа подтверждения соответствия. Первый способ, традиционный – осуществление государственного пожарного надзора, проверка объекта, выявление тех нарушений требований пожарной безопасности, применение соответствующих санкций, выдача предписаний. Вторая форма подтверждения соответствия – независимая оценка пожарного риска или аудит пожарной безопасности.
Оценка пожарного риска - это проведение соответствующих расчетов, и доказывание с помощью этих расчетов, что риск соответствует или не соответствует тем назначениям, которые установлены техническим регламентом.
Расчет пожарного риска – это комплексный расчет, который проводится на основании расчета ОФП (опасные факторы пожара), расчета времени эвакуации людей при пожаре, учитывает архитектуру объекта, а также оборудование объекта необходимыми системами противопожарной защиты.
На основании этого определяется величина пожарного риска. Полученная величина сопоставляется с нормативным значением для данного объекта, на основании этого делается вывод об обеспечении (не обеспечении) пожарной безопасности объекта.
Целью создания системы независимой оценки рисков является:
-
повышение уровня защищенности населения, территорий, имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
-
снижение административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в результате их вывода из сферы «обслуживания» государственными надзорными органами;
-
освобождение органов пожарного надзора от проведения контроля на малозначительных объектах, сосредоточение его усилий на объектах с массовым пребыванием людей, потенциально опасных и социально-значимых объектах;
-
учет результатов оценки рисков при назначении сумм страховых сборов и их дифференциация в зависимости от уровня защищенности объекта;
-
о соответствии (несоответствии) объекта защиты установленным законодательными и иными нормативными, правовыми актами Российской Федерации требованиям в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и/или обеспечения пожарной безопасности, либо
-
обосновывающее (подтверждающее) приемлемый (неприемлемый) уровень риска для жизни, здоровья людей, имущества при эксплуатации объекта защиты вследствие возможного воздействия на них опасных факторов пожаров, чрезвычайных ситуаций.
-
получение руководством (владельцем) предприятия полной и объективной картины относительно уровня обеспечения безопасности на объекте;
-
определение приоритетных направлений финансирования создания (реконструкции, совершенствования) систем безопасности при большом количестве недостатков;
-
снижение на предприятии финансовых рисков, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций и пожаров;
-
особый порядок осуществления государственного пожарного надзора, предусмотренный административным регламентом МЧС России по исполнению функции государственного пожарного надзора (освобождение от плановых проверок объектов, имеющих положительное заключение независимой оценки рисков в области пожарной безопасности);
-
получение дополнительных преимуществ в конкурентной борьбе;
-
экономическое стимулирование органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления организаций, получивших положительное заключение по результатам оценки рисков;
-
установление страховых сборов в зависимости от уровня защищенности объектов.
Пожарный риск – одно из основных понятий ФЗ №123 от 22.07.2008г.
Согласно п.7 ст.6 ФЗ №123- ФЗ порядок расчетов определяется нормативно-правовыми актами РФ.
В настоящее время порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется ПП от 31.03.2009г. №272 « О порядке проведения расчетов по оценки пожарного риска», которым утверждены «Правила проведения расчетов по оценки пожарного риска».
В соответствии с данным Постановлением в отношении производственных объектов была утверждена «Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах» Пр. МЧС РФ от 10.07.2009 г. №404 (в редакции 14.12.2010г. Пр.№ 649).
Данная методика не предусматривает расчеты для производственных объектов специального назначения, в том числе объектов военного назначения, объектов производства, переработки , хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объектов уничтожения и хранения химического оружия и средств взрывания, космических объектов, горных выработок, объектов, расположенных в лесах, линейной части магистральных газопроводов. Также положения Методики не применимы для объектов, запроектированных и построенных до вступления в силу ФЗ-123, за исключением случаев ч. 4 ст.4 данного закона:
«На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона».
Количественные выражения пожарного риска.
Расчетные величины пожарного риска являются количественной мерой возможности реализации пожарной опасности объекта и ее последствия для людей.
Риск гибели людей в результате воздействия опасных факторов пожара ( ОФП ) – количественная мера возможности реализации пожарной опасности объекта:
- риск гибели работника объекта;
- риск гибели людей в селитебной зоне.
Риск гибели людей в результате ОФП на объекте характеризуется числовыми значениями индивидуального и социального пожарных рисков.
Расчеты по оценке пожарного риска производится методом сопоставления расчетных величин с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, согласно ФЗ №123.
Статьей 93 ФЗ №123 установлены нормативные значения пожарного риска для производственных объектов:
«Статья 93. Нормативные значения пожарного риска для производственных объектов
1. Величина индивидуального пожарного риска в зданиях, сооружениях, строениях и на территориях производственных объектов не должна превышать одну миллионную в год. (10 в - 6 степени в год);
2. Риск гибели людей в результате воздействия опасных факторов пожара должен определяться с учетом функционирования систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений.
3. Для производственных объектов, на которых обеспечение величины индивидуального пожарного риска одной миллионной в год невозможно в связи со спецификой функционирования технологических процессов, допускается увеличение индивидуального пожарного риска до одной десятитысячной в год. При этом должны быть предусмотрены меры по обучению персонала действиям при пожаре и по социальной защите работников, компенсирующие их работу в условиях повышенного риска. (10 в – 4 степени в год);
4. Величина индивидуального пожарного риска в результате воздействия опасных факторов пожара на производственном объекте для людей, находящихся в селитебной зоне вблизи объекта, не должна превышать одну стомиллионную в год.
(10 в – 8 степени в год);
5. Величина социального пожарного риска воздействия опасных факторов пожара на производственном объекте для людей, находящихся в селитебной зоне вблизи объекта, не должна превышать одну десятимиллионную в год. (10 в – 7 степени в год).
К производственным объектам, где невозможно обеспечить величину индивидуального пожарного риска одну миллионную в год из – за специфики функционирования технологических процессов, и для которых допускается увеличение индивидуального пожарного риска до одной десятитысячной в год, рекомендуется относить:
1. Опасные производственные объекты в соответствии с ФЗ от 21.07.1997г. №116 – ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектах».
2. Производственные объекты, включающие здания ( помещения) категорий А и (или) Б, наружные установки категорий АН и (или) БН;
3. Производственные объекты, где обращаются горючие вещества и материалы, нагретые выше температуры самовоспламенения.
Для проведения расчетного значения пожарного риска (ПР) для производственного объекта в соответствии с требованиями статьи 93 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» заказчику необходимо представить следующую проектную документацию:
- графическую часть генерального плана предприятия в масштабе 1:500 или 1:1000,
- графическую часть раздела «ТХ» для которых определяется ПР исключительно в системе «AutoCAD», а так же текстовую часть раздела «ТХ» на указанные здания,
- текстовую часть раздел 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» положительного заключения Государственной экспертизы.
-
Организация имеет аккредитацию МЧС РФ № 660 В/406 от 06.04.2012г.,
Ядро Пензенского областного фонда научно-технического развития образуют высококвалифицированные специалисты по пожарной безопасности, прошедшие квалификационные испытания в ГУЭ МЧС РФ в качестве должностных лиц, проводящих независимую оценку пожарного риска. Организация одной из первых в Пензенской области получила аккредитацию МЧС 2 апреля 2010 года за №ПБ-874.
Специалисты ПОФ НТР (эксперты пожарной безопасности) имеют 20-25 летний стаж службы в органах пожарного надзора и работы в экспертных учреждениях, связанных с расследованиями пожаров и способов их предотвращения, произведут обследование объекта и квалифицированно выполнят необходимые расчеты пожарного риска в соответствии с действующим законодательством.
Стоимость работ - договорная;
Срок выполения - до 30 календарных дней;
Тел: + 7 - 927 - 375 - 69 - 74