/
Пензенский областной фонд
Научно-технического развития
Задать вопрос

К 200-летию открытия Антарктиды русскими моряками

Почему в далекой от всех морей Пензе мы вспоминаем об открытии Антарктиды, которое произошло 200 лет назад, 28 января 1820 года (по новому стилю)? Для этого есть несколько причин. Во-первых, это само по себе было выдающимся событием, которым завершилась эпоха Великих Географических открытий и которым по праву гордится наша страна. Во-вторых, к этому событию имели отношение два человека, связанные с пензенскими краями.

Еще со времен древней Греции философы (знавшие о шарообразности нашей планеты) высказывали предположения о том, что для придания равновесия Земле, в противовес материкам северного полушария, нужен какой-то континент на далеком юге. Первые справедливые догадки о нем возникли у участников португальской экспедиции 1501-1502 гг., среди которых был флорентийский путешественник Америго Веспуччи (от его имени получила свое название Америка). «Холод был так силен, что никто из нашей флотилии не мог переносить его» — свидетельствовал Веспуччи. После трех экспедиций британского капитана Кука в Тихий океан (1768-1779), когда тот самонадеянно заявил о бесперспективности попыток достичь суши в районе Южного полюса, никто и не предпринимал их в течение следующих сорока лет. Капитан Кук писал: «Я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне». Однако русским мореплавателям, вступившим в международную гонку за отыскание и освоение новых земель со значительным опозданием, удалось сделать это и достичь южного материка.

Российский флаг долго не показывался вдали от своих берегов. Да, Семен Дежнев (1605-1673) за 80 лет до Беринга, в 1648 году, открыл пролив, разделяющий Азию и Америку. Но носит он имя датского мореплавателя на русской службе Витуса Беринга, а не Дежнева. По заданию российских императоров он обследовал Дальний Восток в ходе двух Камчатских экспедиций. Торговые суда купца Григория Шелехова с конца XVIII века пересекали Тихий океан, им была основана Российско-Американская компания, российские владения простирались от Алеутских островов до северной Калифорнии. Екатерина II отказалась принять их в Российское подданство, но торговлю одобрила. Русским поселенцам в Америке жилось трудно, голодно, поселения вымирали. И именно в связи с этим в 1803-1806 годах состоялась первая российская кругосветная экспедиция на двух парусных судах под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. Это была экспедиция, хоть и одобренная российским Императором Александром I, но финансировалась она Российско-Американской компанией- суда с экипажем и капитанами были наняты директором компании графом Резановым (зятем и наследником Шелехова), о чем мы подробно рассказывали в нашей статье о капитане Бадигине и его литературном творчестве, опубликованной в Новой социальной газете (номера 42-45 за 2018 год).

Уже во время первых семи русских кругосветных плаваний — И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского на кораблях «Нева» и «Надежда» (1803—1806), В. М. Головнина на шлюпе «Диана» (1807—1809), М. П. Лазарева на корабле «Суворов» (1813—1816), О. Е. Коцебу на бриге «Рюрик» (1815—1818), Л. А. Гагемейстера на корабле «Кутузов» (1816—1819), 3. И. Понафидина на корабле «Суворов» (1816—1818) и В. М. Головнина на шлюпе «Камчатка» (1817—1819) —были исследованы обширные районы Тихого океана и открыто несколько сотен островов. Часть судов ходили под торговыми флагами, но некоторые из них- под военно-морскими, т.е. представляли Российское Государство.

И вот наступил 1819 год, когда в океан вышли сразу две экспедиции: одна направилась на юг исследовать Южные моря с задачей проникнуть южнее тех широт, где плавал капитан Кук, а вторая должна была исследовать Берингово море и пройти в Арктику. В связи с этими экспедициями и юбилеем открытия Антарктиды, у нас появилась возможность рассказать о некоторых персонажах той эпохи, связанных с пензенскими краями. Один из них имел к ним косвенное отношение, а вот второй- прямое.

Пензенский помещик маркиз де Траверсе, морской министр России

Начнем с первого из этих них. Им был российский морской министр маркиз Жан-Батист Прево де Сансак де Траверсе (1754-1831)- в России этот француз, пользовавшийся доверием трех российских императоров (Екатерины II, Павла I и Александра I), звался Иваном Ивановичем. Скажем прямо: он имел отдаленное отношение к Пензе. Император Павел I пожаловал ему в 1797 году землю и крестьян в Краснослободском уезде Пензенской губернии. Имение было большое, более 6300 гектаров. Маркиз пользовался доходом с этого имения, но ни разу там не был. А в 1825 году Александр I принял это имение обратно в казну с выдачей владельцу солидной суммы для покупки другого имения, в ста с лишним километрах от Санкт-Петербурга, где маркиз и закончил свои дни. Траверсе был фигурой интересной, загадочной и забытой, поэтому мы воспользуемся случаем его недолгой связи с пензенскими краями и расскажем о нем.

Он так и оставался бы совершенно неизвестным во Франции и погребенным под нагромождением лжи в России и был бы совершенно забыт, если бы не усилия петербургского профессора-океанолога и энтузиаста-историка российского флота и изучения русско-французских отношений В.И. Сычева. Он, в свою очередь, нашел в Париже потомков маркиза, которые мало что знали о деятельности своего предка, но Сычев сумел заинтересовать их этой темой. В результате многолетних поисков в архивах Франции, Финляндии, Швейцарии, Великобритании, Испании, США и России родилось два солидных исследования: Мадлен Декюб дю Шатне (де Траверсе) опубликовала в Париже толстую книгу под названием «Жан Батист де Траверсе Министр флота Российского» (1996), получившую несколько престижных премий, а В.И. Сычев в 2014 году опубликовал свою: «Маркизова лужа. Легенды и правда о российском морском министре де Траверсе». Один из авторов этой статьи знаком с обоими исследователями (Мадлен недавно ушла из жизни). Свой экземпляр книги, подаренный ему Мадлен дю Шатне (на французском языке) и перевод книги на русский язык (который вышел из печати в 2003 году), он пару лет назад передал в пензенский Музей русских экспедиций. Тогда же профессор Сычев прислал туда и свою книгу. Все они экспонированы в выставочном зале музея, и мы приглашаем наших читателей ознакомиться с ними. В нашем рассказе о маркизе де Траверсе мы будем опираться именно на них.

Итак, вот что выяснилось. Жан-Батист родился на острове Мартиника в Карибском море, рано стал моряком, прошел все судовые должности той поры. Ходил под парусами в Индию. Сражался с английскими фрегатами в период борьбы Северных Соединенных Штатов Америки за независимость. Принц Карл Нассау-Зиген, отчаянный храбрец и победитель во многих морских сражениях, возглавлял тогда российский Балтийский флот. Но после поражения от шведов как раз накануне годовщины провозглашения Екатерины II Императрицей, он посчитал делом чести сдать свою должность и опозоренным покинуть Россию. Он хотел своей победой сделать Императрице подарок, а вместо этого был разбит неприятелем. Он искал себе достойную замену- моряка, которого он мог бы представить вместо себя Императрице. «Лестный отзыв французского морского министра де Кастри убедил принца в достоинствах Траверсе»- пишет В.И. Сычев.

В 1791 году маркиза де Траверсе пригласили в Россию, где Екатерина II назначила его командиром смешанной парусно-гребной эскадры на Балтике, а затем командиром гребного флота Балтики сначала в чине капитана генерал-майорского ранга, и вскоре произвела в контр-адмиралы. Но осенью того же года он был отпущен в отпуск, уехал к семье в Швейцарию, потом вступил в эмигрантский французский королевский корпус- после Великой французской революции 1789 года аристократия надеялась на возврат монархии силовым путем. Новая французская власть потребовала, чтобы все французы, где бы они ни служили, вернулись на родину. Многие так и сделали, и многие же попали под нож революционной гильотины. А Траверсе в 1794 году вернулся, уже с семьей, в Россию. Он проявил непослушание, стал эмигрантом и уже никогда не мог вернуться на родину, по крайней мере, при революционной власти. Он также отказался от предложения Наполеона Бонапарта вернуться во французский флот (Наполеон был женат на креолке с острова Мартиника Жозефине де Богарне, мать которой знала семью де Траверсе и ходатайствовала о ней перед дочерью-императрицей французов). Скорее всего, именно Жозефина напомнила августейшему супругу об отважном капитане-французе на русской службе.

По возвращении на новую родину, Траверсе командовал гребной флотилией на Балтике. Вскоре стал вице-адмиралом, а в 1801 году- адмиралом. Был послан на Черное море, руководил всеми черноморскими портами и флотом, стал военным губернатором Севастополя и Николаева, укреплял в военном отношении черноморское побережье, строил флот в Николаеве, а во время болезни стоителя Одессы герцога Ришелье исполнял вместо него обязанности губернатора Новороссии.

В 1809 году был вызван в Санкт-Петербург и последовательно назначен управляющим морским министерством, министром морских сил, а с 1815 по 1828 год был морским министром (фактически отошел от дел и поселился в своем новом имении в 1821 году, но должность за ним Александр I сохранил и неоднократно навещал своего министра).

У Траверсе хватало недоброжелателей. Даже удивительно, как много их было и почему именно у него?! Задавались вопросы- почему победитель турок командующий Черноморским флотом знаменитый адмирал Ушаков переведен на Балтику командовать гребным флотом, а его место занял какой-то француз Траверсе? Почему в 1812 году во время нашествия Наполеона на Россию во главе морского министерства оставался француз? Был ли он шпионом? Масоном? И прочее, и прочее. Ему приписывали и трусость, и бездарность, и многие другие отрицательные качества. А главное- он якобы не пускал суда даже на Балтику, проводил маневры парусно-гребных судов на мелководье, в устье Невы и в восточной части Финского залива. Эту часть Балтийского моря очень скоро стали называть «Маркизова лужа». Но его помощник по министерству вице-адмирал В.М. Головнин называл Траверсе человеком «с большим умом, со знанием света и людей…». Ему вторил и посланник сардинского короля при петербургском дворе: «Это честнейший человек, знающий свое дело и самых простых нравов…». Но пасквилей на Траверсе написано значительно больше, и ложь тянется через пару столетий практически до наших дней.

Во всей этой истории, работая в архивах, 30 лет разбирался профессор Сычев. Во-первых, он пишет, что точно так же до Траверсе действовал и морской министр адмирал Чичагов, а после Траверсе- морской министр фон Моллер. Но «досталось» только министру-французу. Рассматривая военно-политическую обстановку тех лет, Сычев сделал вывод о том, что в условиях постоянной угрозы Санкт-Петербургу со стороны датчан, англичан и «разных прочих шведов» (как неуважительно назвал их поэт Маяковский), только так и нужно было поступать. Петр I «прорубил окно в Европу» в довольно неспокойном месте, его там никто с распростертыми объятиями не ждал- напротив, это «окно» многократно пытались «захлопнуть». Небольшие суда гребной флотилии в условиях мелководья, сложного рельефа дна с многочисленными мелями и часто меняющими свое направление ветрами, учились действовать слаженно и во взаимодействии с береговыми батареями. Их цель была - оборона столицы и защита выходов к морю. А посылать суда в дальние походы у России, прираставшей огромными пространствами Сибири и Дальнего Востока, долго не было ни стратегической цели, ни практических нужд. Даже в ХХ веке концепция защиты Петрограда с моря не изменилась! Летом 1917 года немцам удалось захватить Моонзундский архипелаг, но понеся при этим большие потери, сунуться на минные поля Финского залива, к Петрограду, они не рискнули. И в ходе Великой Отечественной войны немцы не смогли взять Ленинград с моря. Значит, прав был в своих действиях морской министр маркиз де Траверсе, как и его предшественники и последователи.

Практическая задача для дальних походов появилась с освоением Русской Америки: поселения были на Алеутских островах, Аляске и побережье Северной Америки. В связи с ними в первые три десятилетия XIX века и совершались многочисленные русские кругосветные плавания, большинство которых были коммерческого свойства. Но некоторые из них направлялись правительством для исследования дальневосточных окраин огромной Империи (впрочем, часто ставились и смешанные задачи). Эти кругосветные путешествия сопровождались крупнейшими географическими открытиями на Тихом океане, поставившими нашу Родину на первое место среди всех других государств в области тихоокеанских исследований того времени и океанографической науки вообще.

Так что нет, морской министр отправлял российские корабли в дальние походы, но так как его министерство финансировалось очень плохо (абсолютный приоритет Александр I отдавал сухопутной армии), то делалось это не часто. Будучи французом и с юных лет моряком, Траверсе, видимо, лучше многих «сухопутных» русских чиновников, да и самих Императоров, чувствовал необходимость «демонстрации флага» в дальних странах. К очередному заседанию Государственного Совета, членом которого он был назначен, Траверсе подготовил доклад, в котором, в частности, говорилось (здесь и далее цитируется по книге В.И. Сычева): «России нужен флот, чтобы флаг ее уважали…». Именно так демонстрировали свою силу друг перед другом европейские нации, и поднятием флага своей страны они закрепляли за ней новые, открытые ими земли.

Звездным делом Траверсе была экспедиция Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный», отправленная в 1819 году в Южные моря. Много десятилетий спустя в честь этих кораблей будут названы первые советские антарктические станции. Цель экспедиции формулировалась кратко: открытия «в возможной близости Антарктического полюса». Мореплавателям предписывалось «продолжать свои изыскания до отдаленной широты, какой только можно достигнуть», употребляя «всевозможное старание и величайшее усилие для достижения сколь можно ближе к полюсу, отыскивая неизвестные земли». Первое же географическое открытие, сделанное экспедицией, а именно северную группу Южных Сандвичевых островов, Беллинсгаузен назвал архипелагом Маркиза де Траверсе.

Министр собственноручно написал инструкцию мореплавателям (мы частично процитировали ее выше), которая включала также и задания по научным исследованиям, таким как тщательное определение координат судов, сбор разных коллекций с открываемых земель, изучение свойств льдов и так далее. Он приказал, чтобы отчеты о ходе экспедиции при первой же возможности присылались бы в столицу. Так, получив от Беллинсгаузена описание увиденных обрывов материкового льда и точные координаты этих мест, он незамедлительно опубликовал эту часть отчета, чем в итоге обеспечил международное признание приоритета в открытии шестого материка русской экспедицией. Кто был автором идеи о походе двух шлюпов на юг, во льды Антарктики? Существует записка-предложение на этот счет Крузенштерна. Поэтому именно Крузенштерну было предложено возглавить экспедицию, но из-за болезни глаз он отказался. Впрочем, к этому времени приказ Императора о подготовке экспедиции был уже подписан. Потенциальный глава дальнего похода знаменитый вице-адмирал Головнин был еще в плавании. В связи с этими событиями, по сведениям В.И. Сычева, британская пресса писала: «Россия, недавно утвердив себя на морях, стала вместе с Англией крупнейшей морской державой». Мы можем сказать только «браво» морскому министру маркизу де Траверсе, который хоть недолго и удаленно, но все же имел отношение к Пензенской губернии. О своем отношении к России он писал: «Россия ныне- мое отечество… Я должен быть благодарен и преданный ей и трем Государям, от которых я столь много получал милостей. В России я получил фортуну, жену, милостей и честь, чтобы быть навсегда в числе ее защитников и подданных». В январе 2020 года в Париже, в одном из выставочных залов ЮНЕСКО, откроется выставка «Маркиз де Траверсе- на службе истории и океанов».

Поход в Южные моря и открытие Антарктиды

Кругосветное плавание Ф. Беллинсгаузена — М. Лазарева началась в Кронштадте 3 июля 1819 и продолжалось 751 день. Хотя наиболее важным результатом экспедиции был сам факт открытия шестого материка и прилегающих к нему многих островов, она также положила начало картированию его ледникового барьера и изучению физических явлений в прилегающих пространствах океана, прежде всего проблемам образования и классификации льдов. Большое значение имел вывод о том, что огромные льды, названные «матёрыми» и встреченные экспедицией на крайнем юге, простираются далеко на юг, в направлении Южного Полюса. По данным магнитных наблюдений Беллинсгаузен вычислил координаты магнитного полюса в Южном полушарии.

Обнаружением далеко на юге шестого материка завершилась эпоха Великих Географических открытий, начатых в период Возрождения (14-16 века). Европейские народы установили шарообразность Земли (о чем было известно еще древним грекам, но потом долго отрицалось Церковью), побывали во всех океанах и на всех континентах.

Днём открытия Антарктиды считается 16 (28) января 1820 года, когда пробиравшийся между айсбергами шлюп «Мирный» при ярком солнце увидел примерно в 20 милях к югу высокий ледяной обрыв. С «Востока» тоже увидели такой же обрыв, но в тумане. В одном из писем на родину командир «Мирного» Лазарев писал о дне 28 (16) января: «Достигли мы широты 69°23’, где встретили матерой лед чрезвычайной высоты, и в прекрасный тогда вечер, смотря на саленгу (вторая площадка мачты=прим. автора), простирался оный так далеко, как могло только достигать зрение, но удивительным сим зрелищем наслаждались мы недолго, ибо вскоре опять запасмурнило и пошел по обыкновению снег... Отсюда продолжили мы свой путь к осту (т.е. на восток), покушаясь при всякой возможности подойти к зюйду (т.е. на юг), но всегда встречали ледяной материк… Открылась, наконец, та матёрая на юге земля, которую так долго искали и существование коей сидевшие филозофы в кабинетах своих полагали необходимым для равновесия Земного шара». Только на первом этапе экспедиции удалось четыре раза подойти в пределах видимости к ледяному барьеру. Эти два имени: Фаддей Фадеевич Беллинсгаузен (1778—1852) и Михаил Петрович Лазарев (1788-1851)- навсегда вписаны в историю Великих Географических открытий.

И вот наступило 24 июля 1821года, когда экспедиция была завершена. В своем отчете Фаддей Беллинсгаузен так суммирует результаты дальнего похода: «В 6 часов утра достигли Кронштадта, салютовали крепости и стали на якорь на самом том месте, с которого отправились в путь. Отсутствие наше продолжалось 751 день; из сего числа дней мы в разных местах стояли на якоре 224, под парусами находились 527 дней; в сложности прошли всего 86 475 верст (49 860 мили); пространство сие в 2 1/4 раза более больших кругов на Земном шаре. В продолжение плавания нашего обретено двадцать девять островов, в том числе в южном холодном поясе два, в южном умеренном - восемь, а девятнадцать в жарком поясе; обретена одна коральная мель с лагуном...».

Но почти весь XIX век не утихали споры о том, кто же первым увидел шестой материк. Беллинсгаузен и Лазарев в 1820 году достигли «матёрых» льдов в Атлантическом секторе Южного океана. Под ними предположительно скрывалась земля (материковый лёд постепенно сползает в океан, но выступающая над поверхностью океана суша- т.е. «земля» по принятой классификации- очень часто начинается дальше, чем край ледового обрыва, и моряки не могли ее увидеть). Только в 1821 году они увидели свободную ото льда землю- дальнее ответвление от материка- гористый Антарктический полуостров, тянущийся в Тихоокеанском секторе океана через петлю Южных Сандвичевых островов к Андам Южной Америки. И назвали его Земля Александра I (в 1940 г. выяснилось, что это крупнейший антарктический остров, прилегающий к горной цепи). Через три дня после того, как наши моряки увидели «матёрый» лед, в том же 1820 году Антарктический полуостров на другой стороне материка увидели английский капитан Э. Брендсфилд и американский охотник на тюленей Н. Палмер. То-есть русские мореплаватели опередили англо-саксов на три дня! И только последующее тщательное изучение материалов экспедиции- координат судов, подробных описаний и зарисовок- дало ученым возможность утверждать, что 16 (28) января 1820 года был открыт материк, целиком покрытый многокилометровым льдом. А англо-саксы увидели его далекий отрог: эдакий длинный «хвостик от яблока», если сравнить с этим фруктом округлой формы Антарктический материк.

Выдающийся британский полярный исследователь Джеймс Росс, спустя 20 лет обошедший Антарктиду по всему периметру и закартировавший линию ледникового обрыва, в 1847 году сказал об этом: «Честь открытия наиболее южных земель принадлежит неустрашимому Беллинсгаузену и на протяжении двадцати лет остаётся за русскими». Достижения экспедиции так оценил немецкий географ Август Петерманн (1867): «За эту заслугу имя Беллинсгаузена можно прямо поставить в один ряд с именами Колумба и Магеллана, как людей, не отступивших перед трудностями… созданными воображением предшественников». Политики же продолжали спорить по этому вопросу еще многие годы, говоря, что приоритет должен быть разделен между представителями трех наций.

Медико-хирург Николай Галкин- врач на шлюпе «Мирный»

Вторым пензяком, имевшим прямое отношение к антарктической экспедиции Беллинсгаузена-Лазарева, был Николай Алексеевич Галкин (1793- после 1835). В 1818 году он по окончании Петербургской медико-хирургической Академии получил аттестат штаб-лекаря. Медико-хирург Н.А. Галкин был назначен в экипаж шлюпа «Мирный». Его заслуга состоит в том, что несмотря на невероятные трудности за весь долгий путь все участники экспедиции, кроме одного матроса, остались в живых.

В.И. Сычев так описывает заботы корабельного врача: «Особая забота была проявлена о сохранении и здоровье экипажей. Участники плавания вспоминали, что припасы содержали различные противоцинговые продукты питания, такие как хвойная эссенция, лимоны, кислая капуста, сушеные и консервированные овощи. При всякой возможности закупалось большое количество свежих фруктов, которые частично оставлялись для антарктического плавания, а частично раздавались экипажу». Заметим здесь, что тропические фрукты, обожженные горячим солнцем, почти лишены витамина С и, к сожалению, не являются препятствием для цинги. Островитяне привыкли к такому питанию, а вот европейцам, селившимся на тропических островах, приходилось с этим считаться. С такой проблемой, например, столкнулся знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал (1914-2002), поселившийся было на тихоокеанских Маркизских островах (нет, к маркизу де Траверсе эти острова не имеют никакого отношения, они были названы в 1526 году испанцами в честь вице-короля Перу маркиза де Каньете).

Вот в чем еще проявлялась забота врачей об экипажах: «Для обогревания матросов, замерзших при работе на реях во время леденящих ветров и морозов в Антарктике, имелся запас рома. Было закуплено также красное вино для добавления к питьевой воде при плавании в жарком климате (эта традиция сохранилась во флоте до настоящего времени= Прим. автора). Личный состав на основании особой инструкции был обязан соблюдать строгую личную гигиену. Жилые помещения постоянно проветривались и при необходимости протапливались. Обеспечивалось частое мытье в импровизированной бане, обязательными были регулярная стирка белья, мытье коек и проветривание одежды».

«За неутомимые труды и успехи в пользовании больных во время похода» судовой врач Н.А. Галкин был избран членом-корреспондентом Петербургской Медико-хирургической академии. По завершении экспедиции он обосновался в Пензе, где в 1824 г. был назначен директором гимназии и народных училищ Пензенской губернии. За заслуги перед Отечеством Галкин был награждён орденами Св. Владимира 4 степени (этот орден в те годы давал право на дворянство), Св. Станислава 3 ст., Св. Анны 2 ст. Его именем Лазарев назвал один из открытых островов (это название, как и многие другие русские имена на картах, не сохранилось- они были беззастенчиво переименованы английскими, французскими и другими мореплавателями, как будто заново переоткрывшими эти острова, и они дали им свои имена).

Перенесемся в ХХ столетие

Ни дореволюционная Россия, ни СССР долго после открытия шестого материка не проявляли интереса ни к нему, ни к омывающим его водам. Только в 1946 году в Антарктику пошла китобойная флотилия «Слава», в составе которой была научная группа. А в марте 1948 года «Слава» (головная база одноименной флотилии) пришла в точку, откуда экспедиция Беллинсгаузена-Лазарева увидела «матёрый лед», и подтвердила описания, сделанные русскими мореплавателями. Ряд иностранных держав, обследовавших и осваивавших шестой материк в течение XIX и первой половины ХХ века, к тому времени уже поделил между собой этот «ничейный» континент. Аргентина, Чили, Франция, Австралия, Новая Зеландия и даже Норвегия (ну как же, Роальд Амундсен со товарищи антарктическим летом – в декабре 1911 года- на собачьих упряжках достиг Южного Полюса!) «нарезали» для себя сектора – от побережья до южного полюса Земли. США и СССР резко возражали против такого дележа, в результате чего после долгих переговоров в 1961 году вступила в действие международная конвенция- Договор об Антарктике: о «ничейном» статусе этого материка, о запрете размещения там любого оружия и проведения горнодобывающих работ. Разрешались только научные исследования. Предусматривался обмен научными данными. Но чтобы такая конвенция была бы принята, в 1950 году СССР громко напомнил о своем приоритете на открытие Антарктиды. Чтобы подкрепить этот демарш, в конце 1955 года в Южные моря отправилась Первая комплексная антарктическая экспедиция Академии наук СССР. Одним из главных ее организаторов (как написано в официальной служебной характеристике) был выходец из Пензы Евгений Сузюмов, о котором мы уже писали. Так в истории Пензы встретились век XIX и век XX, далекие годы и современность, которая, впрочем, тоже уже стала историей, хотя и относительно близкой.

Наследники Беллинсгаузена и Лазарева

30 ноября 1955 года дизель-электроход «Обь» вышел из калининградского порта и взял курс к берегам шестого материка. Так началась Первая комплексная антарктическая экспедиция Академии наук СССР. 16-го декабря пересекли экватор. 25-го декабря зашли в Кейптаун. Затем прошли «ревущие сороковые» широты. Новый Год встретили в «неистовых пятидесятых» широтах. И 5-го января 1956 г. «Обь» вошла в ледяной припай у берегов Антарктиды. Для российских моряков и ученых эта встреча с «ледяным континентом» произошла впервые после открытия Антарктиды экспедицией Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева. Десять дней ушло на поиски (с самолетов) места для будущего поселка зимовщиков, и вот 15-го января «Обь», обойдя шельфовый ледник Шеклтона, подошла к высокому материковому ледяному барьеру. Вскоре начались работы по выгрузке материалов и оборудования. Проложили по льду дорогу к месту будущего поселка зимовщиков Мирный, и началось его строительство. Шторма не раз и не два разрушали льды, ломали дороги, а пурга и шквалистые ветра останавливали строительство. Айсберги окружали «Обь» и грозили навсегда прижать ее к ледниковому обрыву, над которым торчали лишь верхушки мачт. Неприветливое, коварное и опасное это место- Антарктика! Вскоре подошел дизель-электроход «Лена» и тоже включился в разгрузочные и строительные работы. Опытные полярники, конечно, справились с задачами, но многое для них оказалось в Антарктиде новым и неожиданным. Но уже 14 февраля 1956 г. над поселком Мирный был поднят флаг Родины.

А 29 февраля «Обь» покинула Мирный и с океанологическими работами двинулась в Индийский океан. Через семь с половиной месяцев после выхода из Калининграда «Обь» через Суэцкий канал, Средиземное море и Атлантику пришла в ленинградский порт. На зимовку осталось 92 человека. Через год в ходе Второй антарктической экспедицией к ним пришла смена. Так начались многолетние исследования шестого материка нашими учеными. Они продолжаются и по сей день. В 1958 году Е.М. Сузюмов опубликовал книгу-дневник «К шестому материку» (краткое содержание которой мы пересказали выше) - первую об этой экспедиции. В 2015 году один из современных читателей этой книги, ставшей уже библиографической редкостью, написал автору данного очерка: «Вот уж, без всякого преувеличения, это были герои...»

Антарктида сегодня

Сегодня Антарктида стала местом пересечения интересов большого числа стран. Более полувека назад был подписан Договор об Антарктике. Он действует до 2048 года, но уже и сейчас звучит обеспокоенность по целому ряду вопросов: начиная с эксплуатации потенциальных 200 миллиардов баррелей нефти (наличие 40 миллиардов уже доказано) и заканчивая добычей редких металлов, алмазов для промышленного использования, а также искусственного разведения некоторых видов ракообразных для потребления. Антарктический регион позволяет проводить специализированные научные исследования в передовых областях биологии- для этого, например, бурятся сквозь толщу льда до подледных озер глубокие скважины. В Антарктических горах российские ученые обнаружили уникальные бактерии: они могут выдерживать экстремально низкую температуру и высокие дозы ультрафиолета, сохраняя при этом влагу. Сейчас специалисты НИЦ «Курчатовский институт» рассматривают возможность использовать ферменты найденных микроорганизмов при производстве продуктов питания, антибиотиков и моющих средств. На российской станции "Восток" планируется отработать технологии медицинского обеспечения в будущих лунных экспедициях. Увеличилось число проектов, посвященных новым материалам высокой прочности, малого веса и гибкости. Идет разработка новых препаратов и растворов в сфере химической инженерии. Недавно подо льдами открыты многочисленные «спящие» вулканы. В Антарктиде функционируют три пункта сбора измерений ГЛОНАСС. Они находятся на станциях «Беллинсгаузен», «Новолазаревская» и «Прогресс». В 2019 году они были модернизированы, за счет чего точность ГЛОНАСС повысилась. На сегодняшний день России принадлежат шесть постоянно действующих антарктических станций и пять законсервированных. Ещё семь станций объявлены несуществующими – «Оазис» был передан Польше, а остальные были просто заброшены.

И если в семидесятые годы прошлого столетия американцами рассматривался вариант строительства нескольких атомных авианосцев для патрулирования антарктических вод, то международные усилия привели к концентрации внимания на экологической тематике. Однако, потенциальная милитаризация Антарктиды все же, возможно, не за горами. Не забудем о преимуществе ракет, запущенных с полюсов- оно заключается в том, что они преодолевают меньшее расстояние, чтобы достичь целей. США для контроля над Антарктидой открывают в Аргентине три базы. Китай уже имеет в Антарктиде три станции слежения за спутниками и планирует построить там первый постоянно работающий аэропорт. А Россия установила станцию приема данных с дистанционных спутников зондирования Земли. Антарктида привлекает пристальное внимание и уфологов, и конспирологов.

Человек нещадно эксплуатирует ресурсы антарктических вод. В 2017 году в Антарктиде, в колонии пингвинов Адели, которая насчитывает 40 тысяч особей, из всего вылупившегося потомства выжили лишь два (!) птенца. Ученые назвали это катастрофой и напрямую связали с хищническим переловом криля, который является основой в их питании. Идет практически бесконтрольный вылов антарктических рыб, в том числе глубоководных. Чтобы противостоять этому, структуры ООН начали выделять в Южном океане «охраняемые районы», где можно будет проводить научные исследования, но вылов рыбы будет запрещен. В 2017 году по настоянию России таким стал район моря Росса.

Большая опасность исходит от природных явлений, не подвластных человеку. От ледяного щита продолжают откалываться огромные айсберги, они отправляются в свободное плавание, создавая угрозу судоходству. Международная группа учёных выяснила, что ежегодная потеря массы антарктического льда увеличилась за последние 40 лет в шесть раз. Поскольку ледяной щит Южного материка продолжает таять, исследователи пришли к выводу, что в ближайшее столетие уровень Мирового океана поднимется на 50—60 см. Сейчас это таяние больше всего связано с прецессией (колебаниями) оси вращения Земли относительно Солнца. Но в будущем ледяной щит может снова «потолстеть». На востоке Антарктиды в период с 2004 по 2016 год метеорологи уже около 100 раз фиксировали температуру -98°C – самую низкую на Земле. Так что нужно быть готовыми к противоположным сценариям- на Земле много раз случались и Большие, и Малые ледниковые периоды. Из хороших новостей - озоновая дыра над Антарктидой закрылась, и это очень важно. Ведь без озонового слоя Земля беззащитна перед вредным ультрафиолетовым излучением Солнца.

Вот такое поистине выдающееся событие наша страна будет отмечать в конце января 2020 года. Подготовка к нему ведется на разных уровнях. Например, АО «Марка» выпустила памятный марочный блок. В дальний поход вышли парусные суда «Крузенштерн» и «Седов» и океанографическое судно ВМФ «Адмирал Владимирский»- 28 января военные моряки будут праздноватьюбилей там, на далеком шестом континенте.. Ушла по следам экспедиции Беллинсгаузена-Лазарева и яхта «Сибирь» омских спортсменов. А в 2020 году в Антарктиде пройдет хоккейный турнир.

Подготовил: Алексей Сузюмов, член Пензенского областного отделения Русского географического общества, эксперт ЮНЕСКО по морским наукам и образованию (Париж)

Портрет маркиза де Траверсе, Российского морского министра (старинная литография)

Портрет маркиза де Траверсе, Российского морского министра (старинная литография)

Книги М. дю Шатне и В.И. Сычева о маркизе де Траверсе, Российском морском министре

Книги М. дю Шатне и В.И. Сычева о маркизе де Траверсе, Российском морском министре

Острова Маркиза де Траверсе – первое географической открытие российской экспедиции.

Острова Маркиза де Траверсе – первое географической открытие российской экспедиции.

Маршрут экспедиции Беллинсгаузена-Лазарева вокруг Антарктиды

Маршрут экспедиции Беллинсгаузена-Лазарева вокруг Антарктиды

Шлюпы «Восток» и «Мирный» в Южном океане (с картины участника экспедиции художника В. Миронова)

Шлюпы «Восток» и «Мирный» в Южном океане (с картины участника экспедиции художника В. Миронова)

Попытка дележа Антарктиды

Попытка дележа Антарктиды

Капитан дизель-электрохода «Обь» Иван Ман (справа) и ученый секретарь Первой антарктической экспедиции Академии наук СССР Евгений Сузюмов на верхнем мостике «Оби» вблизи Антарктиды (1956 г.)

Капитан дизель-электрохода «Обь» Иван Ман (справа) и ученый секретарь Первой антарктической экспедиции Академии наук СССР Евгений Сузюмов на верхнем мостике «Оби» вблизи Антарктиды (1956 г.)

«Обь» в Антарктике (1956 г.)

«Обь» в Антарктике (1956 г.)

Антарктический сектор, выделенный СССР для иследований.

Антарктический сектор, выделенный СССР для иследований.

Современные антарктические станции (флагами обозначена их государственная принадлежность)

Современные антарктические станции (флагами обозначена их государственная принадлежность)

Таяние антарктических льдов (фотография и научное объяснение)

Таяние антарктических льдов (фотография и научное объяснение)

Фонд НТР
ПОФ НТР создан в 2003 году с целью содействия деятельности, связанной с исследованиями по улучшению экологической обстановки и упрочению взаимосвязи науки и образования.
Информация
Начать сотрудничество
Запрос цены